Вернуться в Книжницу


Heathen

Волк - мифическое существо

Символ богов, помощник, герой мифов и легенд



Волк - легендарное, совершенное животное, хищник, живущий по соседству с человеком тысячи лет. Это животное распространено в Евразии и Северной Америке. Люди боялись его, т.к. не могли справиться с ним или приручить. Именно поэтому в сказках и легендах он часто выступает как отрицательный персонаж, а порой даже глупый и недальновидный. Тут можно вспомнить и Фенрира, поглощающего Солнце из дневнегерманских легенд, и некоторые русские народные сказки (Лисичка-сестричка и Волк).

Но в древней Греции Волк являлся символом Аполлона одного из самых почитаемых богов света. У римлян он был символом бога войны Маркса и потому появление Волка перед битвой считалось символом будущей победы. Геродот и Плиний сообщали, что члены скифского племени нойроев (невров) на несколько дней в году превращались в волков, после чего возвращались к человеческому облику: «Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик».

У славян (по некоторым источникам славяне - потомки скифов и венетов) Волк - тотемное животное, имя которого произносить вслух было нельзя, поэтому появилось несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя, например, "серый" или "лютый". Славяне следовали поверьям и не убивали тотемное животное, но если находили мертвого Волка - это считалось удачей, т.к. клыки использовали в качестве оберегов.

О нём слагали песни, сказки, байки и загадки. Во многих сказках он помогает главному герою быстро перемещаться (Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке), выступает как проводник по заколдованному лесу. У народов Болгарии, бывшей Югославии известны Волчьи праздники - "влчи праздницы" - дни почитания Волков. Праздники эти длились несколько дней.

В феврале - с 4 по 10 - у славян праздновались Волчьи сватки - время когда Волки выбирали себе пару для последующего рождения волчат. В это же время игрались Волчьи свадьбы.

А 23 апреля (по новому календарю 6 мая), во время празднования Ярилы Вешнего распространённым обрядом являлось кормление Волков, то есть помощь экосистеме, тем самым люди давали возможность молодым, неокрепшим животным не стать добычей оголодавших за зиму Волков. После крещения Руси этот день известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря». Несмотря на то, что христрианство всеми силами пыталось уничтожить "языческие" знания, наши предки вкладывали "языческий" смысл в христианские праздники. Они считали, что в этот день Юрий собирает волков, выслушивает их жалобы, назначает им добычу. И поэтому нельзя на Юрьев день отбирать у волка то, что он поймал, т.к. эта добыча ему Юрием назначена.

По некоторым свидетельствам, в XI в. было известно о князе-волке - Всеславе Брячиславиче или, как его еще называли, Всеславе-Чародее (герой "Слова о полку Игореве" и былин "Волх Всеславьевич"), который "мог оборачиваться и рыскать волком".

В более поздних преданиях и рассказах, подвергшихся воздействию христианства, Волка демонизировали, что повлекло за собой почти полное его уничтожение во многих местах его превычного обитания.

Если же отойти от мифов, то в реальной жизни Волки весьма редко нападают на человека. Питаются небольшими животными (заяц, мелкие грызуны - портят урожаи), любят ягоды, лакомятся арбузами. Для охоты на крупных животных - оленей, лосей, буйволов - требуется большая сильная стая. Но чаще всего волки живут небольшими семьями и потому могут взять оленя или лося только если животное больное или старое (не зря волков называют "санитарами леса").

По многим исследованиям, Волки более полезны для природы, чем вредны. А выход к людям и охота на домашний скот связана с голодом или неверным ведением охоты истрибительного характера в местах обитания Волков.


Вернуться в Книжницу

Design by Heathen
© 2000 HW